Дедовщина как криминогенный фактор


Дедовщина как криминогенный фактор
В настоящее время взаимоотношения между военнослужащими, сложившиеся в частях и подразделениях в основном способствуют решению стоящих перед внутренними войсками задач. Однако в существующих взаимоотношениях есть и негативные явления, выступающие своеобразным механизмом торможения в успешном выполнении профессиональных обязанностей. К их числу относится распространение “дедовщины”. Под “дедовщиной” понимается отношения между военнослужащими в процессе воинской жизнедеятельности, противоречащие требованиям статей Общевоинских уставов внутренних войск о взаимоотношениях военнослужащих. Появление “дедовщины” военные психологи и социологи связывают с большой амнистией, проведенной после смерти Сталина (не надо путать с реабилитацией жертв культа личности). Тогда в армию попали и бывшие уголовные элементы, занесшие тюремные традиции. Своевременно не было обращено должного внимания на проблему неуставных взаимоотношений (1955-1960 гг.) и отдельные факты превратились в явление. Возникшие в 70-80-е годы элементы социальной коррозии негативно сказались на духовном настрое общества, незаметно подтачивали высокие нравственные ценности, присущие нашему народу, вызывали падение интереса к общественном делам, проявления бездуховности, скептицизма. В сложившихся условиях система воспитания не смогла воздвигнуть прочный заслон реальной деформации в обществе, нарушении принципа социальной справедливости. Внутренние войска – слепок с общества. Негативные элементы, имеющиеся в общественных процессах затронули и их, в частности это относится и к “дедовщине”.

Формы проявления “дедовщины”, в которых они обнаруживаются: лишение молодых солдат возможности смотреть телепередачи, кинофильмы; внеочередное привлечение военнослужащими второго года службы молодых солдат к уборке служебных помещений, территорий и т.д.; изъятие у молодых солдат нового обмундирования, замена его на старое; различные формы морального оскорбления (присвоение оскорбительных кличек, прозвищ, культивирование унизительных ритуалов и т.д.); принуждение военнослужащими старших призывов молодых солдат в личное или ночное время к изучению уставов, инструкций, других документов под видом дополнительной подготовки к службе и др. “Дедовщина” возникает в большинстве случаев в звене “солдат-солдат” и прежде всего между военнослужащими различных сроков службы. Лицам, склонным к насаждению “дедовщины”, как правило, свойственны: отрицательные личностные качества - жестокость, стремление подчинить себе людей, получить незаслуженные привилегии и т.п. Основными мотивами “дедовщины” являются облегчение военнослужащими второго года службы условий службы для себя за счет менее опытных солдат, желание самоутвердиться в роли людей, имеющих моральное право на признание за ними незаслуженных привилегий. У военнослужащих второго года службы, по отношению к молодым солдатам, появляются эгоистические тенденции, попытки использовать разницу в годах службы, превосходство в знаниях военного дела и опыте в корыстных целях: занять в коллективе командное положение, подчинить своему влиянию молодежь, добиться от них внутренней покорности. Такое положение, если его своевременно не предупредить, пускает свои корни и переносится из года в год в среду военнослужащих. Негативные действия военнослужащих, направленные на унижение личного достоинства молодых воинов имеют расчет: униженный “сломается” и станет молчаливо сносить все последующие оскорбления до определенного периода службы, если же он протестует - следует “расправа” с целью добиться беспрекословного подчинения молодого воина группе отрицательно настроенных военнослужащих. Проблема взаимоотношений в условиях воинской службы связана с культурой межнациональных отношений. “Дедовщина” на национальной основе – это попытка воинов отдельных национальных групп заставить работать на себя воинов тех национальных групп, которые занимают в подразделении второстепенное или подчиненное положение по степени влияния на сослуживцев: это неуставные взаимоотношения, связанные с глумлением над воинами других национальных групп с целью закрепления их “подчиненного” положения.

“Дедовщина” как криминогенный фактор само по себе противоправно и преследуется Законом. Кроме того оно способствует зарождению правонарушающего поведения, а именно: грубых нарушений воинской и служебной дисциплины; несоблюдения законности; суицидов; преступлений, в том числе связанных с применением оружия и др.

(А.А. Федотов)

Литература: Феденко Н.Ф., Галицкий В.П. Психологические аспекты преодоления конфликтных ситуаций в воинских коллективах. - М., 1981; Зуев Ю.П. Уставные взаимоотношения: как они формируются.- М., 1986; Методика поэтапной профилактики неуставных взаимоотношений в подразделении. - М., 1987


Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. . 2003.